«Демон сидящий» М.А. Врубеля и иконопись. Что общего?

«Демон сидящий» Михаила Александровича Врубеля — одно из самых загадочных произведений русского модерна и искусства в целом. Разобраться в противоречиях, которые терзают главного персонажа картины подчас нелегко, как и нелегко понять и его образ. Ни юноша, не мужчина, не мужское, не женское, не зло и не добро в окончательном виде. Недаром лермонтовский прототип характеризовался словами «Он был похож на вечер ясный:/ Ни день, ни ночь, — ни мрак, ни свет!..».

Древнейшее из существ, падший ангел, подобный кристаллам, которые растут на протяжении миллионов лет среди горных пород. И это не просто поэтическое сравнение. Из биографического описания сестры художника Анны Врубель мы узнаем, что ее брат в гимназии усиленно занимался естествознанием, подробно изучал геологию, минералогию и строение кристаллов. И все эти факты позволяют придать вполне научное объяснение живописным опытам М.А. Врубеля.

В живописном плане на художника очень сильно повлияла византийская и русская иконопись. Неслучайно написанию «Демона сидящего» предшествует участие в росписях Кирилловской церкви и создание огромного количества эскизов дя Владимирского собора в Киеве. Эскизы так и не были воплощены, заказ практически полностью осуществил Виктор Васнецов. Адриан Прахов, руководитель работ, говорил: «Превосходные эскизы показал мне сегодня в соборе Михаил Александрович, но для них надо построить собор совершенно в особенном стиле».

Но обращение к иконописному наследию и его переосмысление читается в произведениях Врубеля «между строк». Фактически в картине «Демон сидящий» он действует как иконописец, занявшийся живописью. В отсветах, формирующих лик и тело демона, можно видеть технологическое воспроизведение иконописного вохрения — создания постепенного перехода от основного темного тона личного письма к более светлым. Или та самая синяя пелена, покрывающая колени героя, с ее граненными складками будто заимствована из русских икон.

В лице Врубеля мы внезапно встречаем тип художника, не разделяющего науку и религию, синтезирующего оба вида знания. И потому загадки его произведений становятся увлекательными вдвойне.

«Демон сидящий». М. А. Врубель. 1890. Государственная Третьяковская галерея, Москва.
Икона «Христос Пантократор с ктиторами». Византия. Около 1363 г. Государственный Эрмитаж, Санкт-Петербург.
«Троица». А. Рублев. 1411 год или 1425—1427. Государственная Третьяковская галерея, Москва.